ОРГАНИЗАЦИЯ ПУТЕШЕСТВИЯ

 

        Предпринимать дальние поездки в одиночку, особенно автотуристам, впервые совершающим дальние путешествия, не рекомендуется, так как в дороге всегда может понадобиться товарищеская помощь и совет. К тому же путешествие в группе всегда приятнее и вы чувствуете себя спокойнее и увереннее.

        Составить хорошо слаженную группу - дело нелегкое. Главный признак хорошо слаженной группы - общность интересов всех участников. Во время длительного пути все участники утомляются, устают от нервного напряжения, но это не должно отражаться на слаженности группы. Кроме профессиональных навыков, водители автомобилей должны обладать сдержанностью, быть сговорчивыми и уметь уступать друг другу. Плохо, когда одних путешественников привлекают исторические памятники, других - живописность местности.

        Не следует комплектовать большую группу, в ней труднее сохранять стройность и порядок движения. Опыт дальних путешествий показывает, что в группе должно быть не более 3 автомобилей. Автомобили целесообразно подбирать однотипные. Это удобно для взаимовыручки запасными деталями и технической взаимопомощи.

        Среди автотуристов группы должны быть распределены обязательно с учетом опыта и знаний каждого.

        Наиболее опытному туристу поручается руководство группой, составление плана маршрута путешествия, распорядка дня и подготовка к путешествию.

        Выполнение указаний руководителя обязательно для всех участников.

        Маршрут путешествия составляется в зависимости от опыта водителей, их физической подготовки и времени года. Перед путешествием рекомендуется составить план путешествия, в котором должны быть указаны места остановок на осмотр достопримечательностей, прием пищи, заправка бензином, профилактический осмотр автомобилей и места продолжительного отдыха.

        Режим для автотуриста во время путешествия имеет большое значение. Переутомление и однообразно проведенное время не способствует бодрому настроению. Важно построить распорядок дня так - движение начинать ранним утром, а останавливаться на ночлег не позднее 21 часа. Жаркое время дня использовать для отдыха. Если один из водителей группы заявляет об усталости, то всей группе следует сделать привал. На сон отводится не менее семи часов в сутки. Небольшим группам не следует устраивать ночевки вне оборудованных для этого мест.

        Кратковременно останавливаться на отдых рекомендуется на опушке леса, на окраине селения, но обязательно вне полотна дороги. Длительные остановки следует делать в кемпингах, на туристических базах и в автопансионатах. Устраиваясь на ночлег бивуачным порядком, следует устраивать дежурство участников. Водители от дежурства освобождаются.

        Дневные пробеги совершаются с учетом качества дороги и напряженности движения на них. Рекомендуются следующие суточные нормы пробега по дороге с асфальтовым покрытием - до 500 км, с булыжным или щебеночным покрытием, улучшенным грейдером до 250 км, по грунтовым или горным дорогам нетяжелого профиля - до 150 км, по дорогам тяжелого профиля, пескам - не более 75-100 км. По мере приобретения навыка суточные нормы пробегов могут быть увеличены, но в любом случае основным критерием должно служить самочувствие водителя. При первых признаках плохого самочувствия или сонливости нужно сделать привал для восстановления сил.

 

ПОДГОТОВКА АВТОМОБИЛЯ К ПОЕЗДКЕ

И ОБСЛУЖИВАНИЕ В ПУТИ

 

        Тщательная подготовка автомобиля - залог успешного путешествия и отдыха. Подготовка автомобиля состоит из приведения автомобиля в опрятный внешний вид и технически исправное состояние, укомплектовки снаряжения и дооборудования автомобиля для туристической поездки.

        Не каждый автомобиль будет нуждаться в проведении полного объема ниже указанных работ. Поэтому перед началом подготовки на основе предлагаемого перечня и с учетом состояния автомобиля следует составить свой план работ и порядок его выполнения.

        Для безотказной работы автомобиля в пути необходимо не только тщательно его подготовить, но и постоянно контролировать работу всех его узлов и агрегатов. Каждый владелец автомобиля должен вести журнал - дневник, в который следует записывать объем выполняемых работ по содержанию автомобиля, показания приборов, расход топлива, масла и все замеченные неисправности.

        При отсутствии такого журнала - дневника состояние узлов и агрегатов автомобиля следует проверить в контрольном пробеге, проследить за показаниями амперметра, датчиков указания температуры охлаждающей жидкости, давления масла и уровня топлива, а также обратить внимание на нагрев подшипников ступиц передних колес и на поведение автомобиля при движении. Уводы от прямолинейного движения, посторонние стуки не допустимы.

        Перед поездкой автотурист должен выполнить следующие работы.

 

ПЕРЕЧЕНЬ И ОБЪЕМ ПРОВОДИМЫХ РАБОТ

КУЗОВ

 

        Автомобиль хорошо вымыть, особенно снизу. Внимательно проверить крепления и состояние кузова, салона, капота, крыльев, стекол, номерных знаков и окраску автомобиля. Проверить исправность механизмов запора дверей (замки, петли, ручки), багажника, стеклоподъемников и стеклоочистителей.

 

ДВИГАТЕЛЬ

 

        Подтянуть гайки шпилек крепления головки цилиндров, соблюдая порядок, указанный в заводской инструкции.

        Проверить зазоры в клапанном механизме и при необходимости отрегулировать их.

        Проверить качество масла в картере и при необходимости сменить его. При замене масла заменить фильтрующий элемент.

        Проверить воздушный фильтр и при необходимости заменить.

        Убедиться в герметичности соединительных трубопроводов системы питания. Спустить отстой из топливного бака, а при значительном загрязнении промыть бак.

        Подтянуть гайки крепления впускного и выпускного трубопроводов и гайки крепления глушителя.

        Очистить отстойник фильтра тонкой очистки топлива. Проверить крепление топливного насоса и его исправность.

        Снять и промыть карбюратор. Промыть ацетоном смесительную камеру, продуть жиклеры. Установить карбюратор на место и отрегулировать его.

        Убедиться в исправности сливных краников и соединений шлангов системы охлаждения, в отсутствии утечки охлаждающей жидкости через сальник водяного насоса, в плотности прилегания обоих клапанов пробки радиатора, в надежности крепления радиатора, а также плотности всех соединений системы охлаждения.

        Ячейки сердцевины радиатора очистить от загрязнений и продуть воздухом.

        Снять крышку распределителя зажигания, тщательно обтереть ее тряпкой, слегка смоченной в чистом бензине, убедиться в ее целостности. Проверить надежность крепления распределителя и проводов зажигания.

        Зачистить контакты или заменить их, установить нормальный зазор между контактами. Проверить правильность установки зажигания.

        Очистить аккумуляторную батарею от пыли и грязи. Проверить заряженность и уровень электролита. Электролит, попавший на поверхность батареи, вытереть тряпкой (ветошью), смоченной в нашатырном спирте или 10% растворе кальцинированной (пищевой) соды. Очистить полюсные штыри батареи и контактные поверхности наконечников проводов. Наконечники смазать техническим вазелином или солидолом, установить на место, затянуть стяжные болты.

        Убедиться в надежности крепления батареи в гнезде. Гайки-барашки, притягивающие рамку крепления, затянуть туго от руки, без применения инструментов.

        Продуть генератор и стартер шинным насосом и протереть коллектор тряпкой, слегка смоченной в чистом бензине, изношенные щетки заменить.

        Проверить правильность действия осветительной и световой сигнализационной электропроводки и приборов, надежность и чистоту контактных соединений.

 

ШАССИ

 

        Проверить затяжку болтов крепления картера коробки передач к картеру сцепления, болтов крепления карданного вала, исправность карданов и подтянуть болты крепления их фланцев.

        Проверить уровень смазки в картере заднего моста и прочистить сапун от грязи.

        Убедится в исправности действия механизма сцепления и отрегулировать свободный ход педали сцепления.

        Проверить уровень смазки в коробке перемены передач и при необходимости заменить смазку.

        Очистить рессоры от грязи, проверить целостность рессорных листов, подтянуть гайки стремянок и смазать листы графитовой смазкой. Изношенные втулки заменить новыми. При осмотре пружинной подвески обратить внимание на целостность пружин, а так же на состояние резиновых опор под пружины.

        Подтянуть болты крепления амортизаторов и стек.

        Ступицы и подшипники передних колес промыть, неисправные подшипники и смазку заменить, отрегулировать затяжку подшипников.

        Покачиванием передних колес в поперечном направлении (при нажатой педали тормоза) проверить зазоры шкворней или шаровых опор. В случае большого зазора втулки либо шаровые опоры заменить.

        Отрегулировать углы установки передних колес (развал и схождение).

        Осмотреть диски колес, погнутые места выпрямить. Давление воздуха довести до нормального (при движении по дорогам, улучшенным покрытием, давление в шинах следует держать несколько выше, чем это рекомендуется в инструкции завода изготовителя примерно на 10-15%, что позволит экономить топливо.).

        Подтянуть гайки крепления картера рулевого механизма, всех соединений в рулевых тягах, устранить люфт в рулевом механизме. Снять тормозные барабаны, очистить рабочие поверхности фрикционных накладок, убедиться в том, что головки заклепок достаточно утопленны в тело накладок. Убедиться в отсутствии течи тормозной жидкости из главных и рабочих цилиндров, а также обратить внимание на соединения и тормозные шланги. Неисправные детали заменить. Проверить уровень жидкости в главном тормозном цилиндре или специальном питающем бачке и при необходимости добавить жидкость до нормального уровня. Отрегулировать рабочую и стояночную тормозную систему и проверить надежность их действия.

        Проверить и подтянуть болтовые соединения узлов шасси. После выполнения контрольно-осмотровых работ смазать узлы механизмов автомобиля и провести контрольный пробег для проверки выполненных работ. Выявленные отклонения от нормы устранить.

 

МОЕЧНО-УБОРОЧНЫЕ РАБОТЫ

 

        Мыть автомобиль следует следующим образом - струей воды (или выжимая большую губку) кузов обильно смочить. Начать с крыши, грязь размягчается и частицы, которые могли бы поцарапать кузов, стекают. Сильной струей смыть грязь под крыльями.

        Намочить колеса, если это еще не сделано. Налить немного воды в тазик и добавить две три ложки моющего средства. Взять синтетическую губку, вымыть колеса и наиболее грязные части под бампером.

        Добавить в тазик воды до 10-ти литров, чтобы растворить моющее средство, взять натуральную губку и нанести мыльную пену (не рекомендуется тереть). Протереть стекла замшей внутри и снаружи.

        Несмотря на частую мойку, хромированные детали могут потускнеть. Один раз в год рекомендуется чистить их специальным составом, нанесенным на хлопчатобумажную ветошь.

        Вынуть коврики. Вымыть и высушить их. Вычистить пыль под ковриками и посмотреть, нет ли влажных пятен. Они могут возникнуть в случае дырявых ковриков. Заделать отверстия при помощи специальной мастики.

        Обработать салон пылесосом. Если для покрытия сидений применена моющая ткань, то ее необходимо вымыть теплой водой, добавив немного моющего средства. Затем вытереть влажной замшей, часто ее споласкивая. Для быстрой сушки не забудьте опустить все стекла - влага вредна для электроприборов.

 

УСТРАНЕНИЕ МЕЛКИХ НЕИСПРАВНОСТЕЙ

ПО ДВИГАТЕЛЮ

 

        Устранение течи топлива. Утечка топлива из-под прокладок, через резьбовые соединения или при повреждении топливного бака можно устранить, используя любую густую нитрокраску. Ею смазывают прокладки в местах подтекания или резьбу штуцера.

        Отверстия до 5 мм заделывают тампоном со смазкой или ввертывают шуруп, болт с намотанной ниткой.

        Кроме того, можно устранить утечку топлива, используя хозяйственное мыло, оно тоже не растворяется бензином. Бывает, что в дороге появилась течь бензина из бака или канистры. В этом случае можно в образовавшееся отверстие ввернуть саморез, предварительно намотав под его головку намыленную нитку.

        Ремонт крышки распределителя. При обнаружении в пути трещины в крышке прерывателя-распределителя и при отсутствии запасной крышки, образовавшуюся трещину расчищают, слегка углубляют и заливают сургучом. С такой крышкой можно проехать не одну тысячу километров.

        Замена конденсатора. Если в пути отказал в работе конденсатор, а запасного нет, то вместо автомобильного можно поставить конденсатор от радиоаппаратуры емкостью 0,15-0,25 мкФ. Временно вместо конденсатора можно поставить влажную палочку (лучше всего из осины), такого же размера, что и конденсатор. Концы палочки туго обмотать оголенным проводом и присоединить его вместо конденсатора. Такой “конденсатор” может работать 1,5 - 2 ч.

        Монтаж свечей зажигания. При завертывании свечей не следует чрезмерно их затягивать во избежание порчи прокладок и резьбы отверстия для свечей. Не следует сильно затягивать и холодную свечу, установленную на теплый двигатель, ее потом будет трудно вывернуть, особенно у двигателей с верхнеклапанным распределением.

 

РЕГУЛИРОВКА МЕХАНИЗМОВ И

УСТРАНЕНИЕ НЕИСПРАВНОСТЕЙ

 

        Хорошо уметь определить неисправность, еще лучше уметь ее устранить. Однако с этого момента начинаются затруднения: проще разобрать узел или агрегат, чем снова его собрать. Вот несколько советов.

        Прежде, чем приступить к какой-либо операции, подумайте - нужна ли она, оправданна ли логически? Сможете ли вы снять ту или иную деталь? Каким образом?

        Механики обладают поразительной зрительной памятью, прежде чем приступить к демонтажу, они зрительно фотографируют местоположение деталей. Затем на помощь зрительной памяти приходит логика.

        Если вы обладаете этой формой памяти, проделайте следующее:

        - прежде чем приступить к демонтажу, подумайте, “сделайте в уме отметки”;

        - мысленно отметьте порядок болтов, которые вы намерены отвернуть;

        - тщательно сгруппируйте детали одного узла в одном месте: все болты, гайки, шпонки, штифты, шайбы и т.д.

        Если имеются почти одинаковые детали, нанесите различные метки в местах их установки. Не рекомендуется применять большие усилия при демонтаже той или иной детали.

        Регулировка сцепления. Независимо от типа последнего необходимо регулировать величину свободного хода педали сцепления. Что такое свободный ход педали сцепления? Когда ставят ногу на педаль сцепления, она утапливается, не встречая сопротивления, до определенного момента не выключает сцепление. Эта часть хода (2 - 3 см) и есть свободный ход педали сцепления. Свободный ход должен быть, но не слишком большой.

        Если ход слишком велик, необходимо снять кожух, прикрывающий сцепление, и отпустить контргайку плоским гаечным ключом. Законтрить гайку таким образом, чтобы она продвинулась на несколько миллиметров и затянуть контргайку. Педаль таким образом “поднялась”.

        Короткая проверка тут же покажет, хорошо ли отрегулирована величина свободного хода педали, Если регулировка удалась, то необходимо закрыть ранее открытый кожух.

        Регулировка стояночного тормоза. Рычаг стояночного тормоза связан с механизмом, натягивающим тросы, которые в свою очередь воздействуют на тормоза.

        Регулировка стояночного тормоза аналогична регулировке свободного хода педали сцепления. При регулировке нужно рычаг установить на 1/3 зубчатой рейки, отпустить контргайку так, чтобы обе части троса были натянуты, затянуть контргайку.

        Проверка: торможение должно быть эффективным, начиная с третьего или четвертого зуба (щелчка). Если при правильно натянутых тросах торможение не происходит, то надо поверить тормозные накладки.

        Внимание: Эти операции проводят на поднятом (домкратом) и закрепленном автомобиле.

        Регулировка натяжения привода ремня. Найдите шкив, регулирующий натяжение ремня. Ослабьте его крепление и переместите шкив в сторону натяжения ременной передачи. Если необходимо, в качестве рычага можно использовать монтажную лопатку. После регулировки затянуть крепление шкива.

        Проверка: сильно нажать на ремень рукой. Для этого выбирают место, равноудаленное от двух наиболее удаленных шкивов. При правильном натяжении прогиб ремня не должен быть более 1,5 - 2,0 см (в зависимости от большого или маленького расстояния между шкивами).

        Внимание: необходима средняя мягкость натяжения. При слабом натяжении ремень проскальзывает, при большом - излишне растягивается и, кроме того, повреждает подшипники генератора и водяного насоса. Не повторяйте ошибок начинающего водителя, который слишком натягивает ремни.

        Ремень плохо натянут, если вентилятор можно повернуть рукой. То же можно сказать, если ремень скользит по шкивам или провис между ними. Ремень рекомендуется заменить, если он надрезан, изношен, перевернут.

        Для замены освободите шкив и переместите его к двигателю; свободное пространство должно быть достаточно большим, чтобы снять изношенный ремень. Надеть новый ремень и натянуть его.

        Внимание: не рекомендуется пользоваться отверткой или другим металлическим инструментом для установки ремня на шкивы. Ремень всегда можно установить без особого усилия.

        Регулировка зазора в клапанном механизме. Перед регулировкой зазоров двигатель необходимо охладить (т.е. не пускать его) в течение 6-ти часов. Регулировка сводится к установке зазора между коромыслом и клапаном: при слишком большом зазоре запаздывает открытие клапана, что приводит к потере мощности; при отсутствии зазора клапан остается открытым во время воспламенения, в результате чего перегревается и отказывает в работе. Говорят, что он “прогорел”.

        Прежде чем регулировать клапан определенного цилиндра, необходимо, чтобы поршень вышеуказанного цилиндра находился в мертвой точке такта сжатия; в этом случае оба клапана закрыты. Для этого необходимо снять крышку с распределителя зажигания и провернуть коленчатый вал двигателя рукояткой или за приводной ремень до тех пор, пока пластина ротора не встанет против необходимого цилиндра. При регулировке клапан должен быть закрыт, а его пружина - находиться в свободном состоянии.

        В процессе эксплуатации автомобиля на поверхности наконечников клапанов образуются выработка от действия нажимного болта или головки коромысла. Величина выработки зависит от времени эксплуатации двигателя, она искажает результат замера с помощью плоского щупа.

        Чтобы исключить влияние выработки на точность замера клапанных зазоров у двигателя, рекомендуется использовать индикаторные часы.

        Проверка уровня топлива в поплавковой камере карбюратора.

        Для нормальной работы карбюратора необходимо поддерживать нормальный уровень топлива в его дозирующих системах. Если уровень понизился, смесь обедняется, что приводит к перегреву двигателя и увеличению расхода топлива. Если уровень слишком высок, смесь обогащается, становится не возможна регулировка двигателя на холостом ходу; в этом случае на низких и средних скоростях движения автомобиля повышает расход топлива.

        В обоих случаях при торможении автомобиля двигатель останавливается. Уровень топлива можно проверить разными способами.

        Первый способ. Установить крышку поплавковой камеры в перевернутом положении при закрытом игольчатом клапане и замерить расстояние от плоскости разъема до нижней части поплавка. Этот способ удобен в эксплуатационных условиях, особенно, если применять специальный шаблон.

        Второй способ. Установить крышку поплавковой камеры с поплавковым механизмом на края стеклянной банки. Соединить штуцер крышки с топливным насосом, подкачать ручным рычагом топливо в банку, пока игольчатый клапан не перекроет подачу топлива. Затем нужно опустить металлическую масштабную линейку в банку и замерить расстояние от поверхности топлива ней до плоскости разъема крышки. Этот способ прост и точен.

        Уровень топлива изменяют подгибанием язычка на поплавке.

        Зачистка контактов прерывателя и регулировка зазора между ними. Зачищенные с помощью надфиля контакты прерывателя утрачивают параллельность соприкосновения поверхностей (слишком большая толщина), что приводит к быстрому обгоранию их и к образованию глубоких раковин.

        Рекомендуется зачищать контакты мелкой абразивной шкуркой. Для этого надо вырезать из нее две узкие полоски и склеить БФ-2 шероховатостями наружу. Такая пластинка обладает достаточной жесткостью и имеет небольшую толщину, что позволяет зачистить контакты, не нарушая их параллельности. Образовавшуюся пыль после зачистки контактов сдуть воздухом от ручного насоса и протереть контакты сухой чистой тряпкой. После регулировки зазора (0,35 - 0,45 мм) уточнить установку угла опережения зажигания, так как он может оказаться нарушенным. Без особой необходимости контакты зачищать не следует, так как слой вольфрамовой напайки имеет незначительную толщину.

 

НЕКОТОРЫЕ РАБОТЫ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ ШАССИ

 

        Снятие колеса. Процесс снятия колеса прост. Для этого включают первую передачу, затягивают ручкой тормоз и подкладывают клинья под колеса противоположной стороны. Затем снимают декоративный колпак, ослабляют гайки крепления колеса, поднимают домкратом автомобиль, отвертывают гаки и снимают колесо.

        Если нет домкрата или он неисправен, поднять автомобиль трудно. Для этого надо наехать поврежденным колесом на предмет высотой больше профиля шины. Подложить плотно под ось или площадку подвески чурбан и осторожно выбить из-под шины поврежденного колеса предмет, на который въехали, поставить исправное колесо с не полностью накаченной шиной, подложить под него плотно кирпичи или доски и накачать воздухом до нужного давления. Чурбан, доски и кирпичи убрать.

        Если при трогании с места автомобиля слышится ритмичное поскрипывание, следует проверить затяжку гаек крепления колеса.

        Демонтаж шины. Монтаж и демонтаж шины рекомендуется производить с помощью двух монтажных лопаток. При демонтаже для замены камеры, прежде всего, надо вывернуть золотник. Демонтаж шины начинается от вентиля. Покрышку у вентиля, нажимая ногой, отделить от края диска. Однако это не всегда удается, поэтому полезно знать следующие приемы демонтажа.

        Поставить домкрат опорной площадкой на шину и поднимать автомобиль, при этом покрышка отделяется от края диска. Отделить покрышку от борта диска можно, наехав на нее одним колесом автомобиля.

        Накачивание безкамерных шин воздухом. Перед монтажом бескамерной шины на обод колеса необходимо удалить с обода грязь и следы прилипшей резины, погнутые места выпрямить.

        Для облегчения посадки шины смазывают жидко разведенным мылом, что способствует скольжению. При отсутствии компрессора, подающего воздух в монтируемую шину под высоким давлением, рекомендуется два способа посадки и накачивания безкамерной шины.

        Первый способ. Подготовить обод и шину, как было сказано выше. В запасном колесе довести давление воздуха до 4,0 - 4,5 кг/см2. Снять шланг с воздушного насоса. Вывинтить золотник из вентиля монтируемого колеса и плотно навернуть на этот вентиль штуцер шланга воздушного насоса (снятого с насоса). Вывернуть золотник из вентиля запасного колеса и быстро надеть на него второй конец шланга воздушного насоса. Избыточное давление в запасном колесе достаточно для того, чтобы монтируемая шина села на полки обода и затем довести давление в монтируемой шине до нормального.

        Второй способ. Поверх монтируемой шины надеть стяжную металлическую ленту или поверх шины обернуть несколько слоев прочной веревки (3 - 4 слоя), подложить вороток и закручивать веревку. Как при затягивании лентой, так и при закручивании воротком веревки шина будет раздаваться в стороны и садиться на полки обода. Не распуская ленты или закрученной веревки, накачать воздух в шину и постепенно распускать ленту или веревку до создания нормального давления в шине. В случае монтажа шины на обод, который был погнут и затем выпрямлялся, на нем могут быть незначительные вмятины, через которые возможна утечка воздуха. Для предотвращения утечки воздуха следует изготовить тестообразную мастику из талька и резинового клея. Из мастики скатать жгутики толщиной 3 - 5 мм, отжать слегка борта шины и заложить туда валики из мастики, которая заполнит все неровности обода и обеспечит герметичность. Проверять давление в шинах нужно на холодных шинах, то есть перед выездом.

 

ИНСТРУМЕНТЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ

 

        Набор необходимых инструментов. Для того чтобы совершить туристическую поездку, вам необходим минимальный набор инструментов. Остальное оставляем в гараже. В течение одиннадцати месяцев багажник автомобиля кажется слишком большим и слишком маленьким в двенадцатый месяц, то есть во время отпуска. Не смущайтесь и возьмите этот “минимальный набор инструментов”, даже если он покажется больше, чем вы предполагали:

        - домкрат со всеми принадлежностями;

        - деревянную подставку толщиной 1,5 - 2,0 см, длинной 30 см, шириной 10 - 15 см; она подкладывается под домкрат и помогает при работе (препятствует смещению домкрата, погружению его в грязь и т.д.);

        - деревянный клин, который подкладывается под исправное колесо автомобиля при замене неисправного (подъеме). Иногда бывает трудно найти камень, и деревянный клин его заменяет. Подставка и клин не занимают в багажнике много места, особенно, если положить их, например, внутрь запасного колеса;

        - электрический фонарь - горожане, привыкшие к освещенным улицам, его частенько забывают. Фонарь, снабженный мигалкой, в случае необходимости может быть использован в качестве аварийного;

        - знак аварийной остановки;

        - торцовый ключ для отвертывания гаек колеса;

        - путевой комплект инструментов.

        Иногда при покупке автомобиля в придачу поставляют несколько ключей и необходимые приспособления. Советуем их бережно хранить, даже если у вас есть другие, поскольку эти соответствуют конструкции вашего автомобиля, а номера плоских гаечных ключей указывают размер наиболее распространенных гаек вашего автомобиля.

        В зависимости от ваших средств и способностей вам предоставляется на выбор несколько решений. Для автомобилиста, разбирающегося в механике, и особенно скупого достаточно иметь:

        - свечной ключ;

        - разводной гаечный ключ;

        - двойную отвертку (обычную, крестовую);

        - универсальные плоскогубцы.

        Виртуозный механик при помощи этого набора способен устранить многие неисправности. Любитель может совершить несколько серьезных ошибок: сломать болт или шпильку, затягивая маленькую гайку раздвижным ключом, замять грани болтов или гаек, что впоследствии затруднит дальнейшую работу с ними.

        В необходимый комплект входят:

        Этот набор не произвольный. Большинство неисправностей возникает в двигателе, который, в свою очередь становится жертвой неисправностей в системе зажигания, газораспределительного механизма (клапана и связанные с ним детали) и в системе электрооборудования. Этот минимальный набор позволит демонтировать все эти узлы двигателя, устранить неисправность и снова их смонтировать.

        Маленькие ключи, отвертки, необходимые для устранения неисправностей в системе питания; средние ключи, отвертки, напильник, щупы - в системе газораспределения; очень маленькие ключи, отвертки, напильник, щупы - в системе зажигания; свечной ключ, напильник, щупы - в свечах зажигания; молоток, раздвижной гаечный ключ, специальные раздвижные плоскогубцы, бородок необходимы для демонтажа буферов, правки листового металла, удаление болтов с поврежденной резьбой. Переносная электрическая лампа необходима для освещения и регулировки системы зажигания, а универсальные плоскогубцы используют как режущий инструмент.

        Укладка инструмента. Металлический ящик для инструмента слишком дорог и неудобен (создает шум). Лучше воспользоваться деревянным ящиком и ветошью. Если в вашем чемодане есть маленькие отделения, заверните инструмент в ветошь и пристегните их эластичными ремнями, это не займет много места и не создаст шума.

 

ОБОРУДОВАНИЕ И СНАРЯЖЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ В ДАЛЬНЮЮ

ТУРИСТИЧЕСКУЮ ПОЕЗДКУ

 

        Кроме основного комплекта инструментов, следует иметь дополнительные инструменты. Запасные части и расходные материалы с учетом состояния автомобиля

 

ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

 

Масло для смазки двигателя ....................................................... на 5000 км пути

Смазка литол .............................................................................. 1 туб.

Масло трансмиссионное.............................................................. 500 гр.

Тормозная жидкость.................................................................... 500 гр.

Дистиллированная вода............................................................... 500 гр.

Восковая паста.............................................................................. 1 банка

Изоляционная лента...................................................................... 1 кружок

Шпагат .......................................................................................... 1 моток

Электропровод (осветительный и высоковольтный) .................. 1 моток

Аптечка для ремонта шин............................................................. 1 комплект

Хозяйственное мыло ................................................................... 1 кусок

Сургуч........................................................................................... 0,5 пачки

Масло стойкая резина................................................................... 1 кусок

Аптечка медицинская.................................................................... 1 шт.

Обтирочный материал (тряпки, ветошь)

 

ЗАПАСНЫЕ ЧАСТИ

 

Камеры ......................................................................................... 2 шт.

Золотник в сборе .......................................................................... 3 шт.

Ремень привода вентилятора......................................................... 1 шт.

Конденсатор................................................................................... 1 шт.

Ротор распределителя зажигания.................................................. 1 шт.

Крышка распределителя зажигания ............................................. 1 шт.

Контакты прерывателя.................................................................. 1 шт.

Уголек контактный крышки распределителя............................... 1 шт.

Свечи зажигания........................................................................... 1 комплект

Предохранители............................................................................ 4 шт.

Передний шланг тормозной системы........................................... 1 шт.

Подшипники ступиц передних колес .......................................... 1 комплект

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ

И ИНСТРУМЕНТЫ

 

Канистра для топлива.................................................................. 1 шт.

Воронка или насадок для переливания топлива.......................... 1 шт.

Ведро пластмассовое или складное брезентовое........................ 1 шт.

Губка резиновая или поролоновая............................................... 1 шт.

Мягкая волосяная щетка для мытья автомобиля......................... 1 шт.

Малая канистра на 10 л или термос для воды.............................. 1 шт.

Карманный электрический фонарик............................................. 1 шт.

Буксирный трос или телескопическая штанга.............................. 1 шт.

Водонепроницаемая подстилка..................................................... 1 шт.

Чехол или комбинированная домик - палатка .............................. 1 шт.

Газовая плита или бензиновый примус туристического образца. 1 шт.

Лопатка саперная............................................................................ 1 шт.

Топорик ......................................................................................... 1 шт.

Пила - ножовка по дереву............................................................... 1 шт.

 

НЕПРИКОСНОВЕННЫЙ ЗАПАС

 

        Путешествуя по малонаселенной местности, нужно иметь запас продуктов и медикаментов на случай непредвиденной задержки из-за аварии или какой - либо другой неприятности (например, сильно размыта дорога).

        Продукты питания: сухари, галеты, печенье (по 1 кг), соль (100 гр.), сгущенное молоко (2 банки), крупа, макаронные изделия и концентраты сухие (1 кг). Все хорошо упаковать в полиэтиленовые мешочки и сложить в брезентовый мешок.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ТУРИСТИЧЕСКОЕ

СНАРЯЖЕНИЕ И ПРЕДМЕТЫ ОБИХОДА

 

        Если путешествуете в четырехместном автомобиле вдвоем, никого не беспокоит вопрос о том, как разместиться на отдых или ночлег. В этом случае перед выездом следует лишь позаботиться об устранении некоторых неудобств раскладной постели и провести небольшое дооборудование автомобиля: приспособить укладку постельных принадлежностей, улучшить механизм раскладки сиденья, сделать занавески, предохранительные защитные сетки на окна от насекомых, вешалки и др.

        Отправляясь в путь вчетвером или втроем, необходимо брать с собой палатку. Спальные мешки, постельное белье по числу туристов, раскладные кровати, универсальный раскладной домик - тент или тент-палатку.

        Тот, кто предпочитает стоянку вдали от населенного пункта, должен взять с собой столовую посуду и приборы по числу членов экипажа, печь - кухню, газовую плиту или примус, раскладной столик и стулья.

        Бачок для теплой воды можно приспособить под капотом двигателя и всегда иметь в канистре или термосе питьевую воду.

        Для размещения личных вещей в автомобиле очень удобно иметь легко съемную подпотолочную сетку и дополнительный багажник на крыше автомобиля для громоздких вещей, но учтите - багажник увеличивает расход топлива в среднем на 10 -15%.

        Отправляясь в путь, нужно запастись тетрадью и карандашом для ведения путевого дневника. Путевой дневник поможет по возвращению домой составить отчет.

        Рекомендуем брать с собой фото- и киноаппарат с необходимым запасом материала

 

СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА ПУТЕШЕСТВИЯ,

МАРШРУТА И ГРАФИКА ДВИЖЕНИЯ

 

        Путешествие на автомобиле позволяет больше узнать и подробнее ознакомиться с природой и достопримечательностями нашей страны. Одновременно оно является отдыхом и должно быть организовано так, чтобы автотурист не перегружал себя и строго соблюдал правила дорожного движения. Поэтому большое значение имеет правильно установленный график движения, при составлении которого намечается план путешествия:

 

Продолжительность поездки 22 дня

Цель поездки............................ познавательная, отдых

Район путешествия.................. Россия

Через какие города.................. Уфа - Самара - Саратов - Волгоград-

                                                  Ростов на Дону -Краснодар - Джубга

Суточный пробег..................... 800 -1000 км

Места ночлега.......................... кемпинги, лагеря и полевые условия

Дата и время выезда............... 15 06 2000

Прием пищи ............................ перед выездом и в пути через 5 -6 ч

Остановки................................. на 5-10 мин через 200-300 км для осмотра

                                                   автомобиля и отдыха

Заправка топливом, смазочными

материалами ............................ на автозаправочных станциях

Техническое обслуживание

автомобиля в пути.................... ТО -1 через 2000 км

Показания спидометра при

выезде........................................ 37 520 км

 

        В соответствии с планом путешествия составляют маршрут, уточняют время движения, намечают количество дней пребывания в отдельных пунктах. Подсчитываю все расстояния путешествия и указывают места, где будет проводиться техническое обслуживание автомобилей.

        Для составления всего маршрута путешествия выбирают по таблицам расстояний или по атласу автомобильных дорог маршруты между основными пунктами и распределяют время путешествия на время движения и время отдыха.

Таблица 1

Составление маршрута и времени путешествия

Откуда

Куда

Расстояние, км

Время

движения

дней

Время

на отдых

дней

Вид технического обслуживания

1

2

3

4

567

Уфа

Самара

Саратов

Камышин

Волгоград

Ростов

Краснодар

Самара

Саратов

Камышин

Волгоград

Ростов

Краснодар

Джубга

461

504

192

196

496

272

120

_____

2147

0,5

0,5

0,25

0,25

0,5

0,2

0.1

______

2,3

 

 

 

        После этого составляется график движения. Например, Уфа - Самара, расстояние 461 км. При технической скорости 50 км в час надо затратить на движение 9,5 часов, Выехав из Уфы в 8 ч, прибыть в Самару 17 ч. В Самаре остановка на 10 минут и 40 минут на проезд города. Выезд из Самары в 17.50 и т.д. (табл. 2).

        Если в местах длительного отдыха будут поездки в радиусе 50 - 60 км, составляются дополнительные графики.

        Составление графика движения по избранному маршруту перед туристической поездкой необходимо, так как в этом случае легко заблаговременно учесть все места остановок для осмотра достопримечательностей, приема пищи и отдыха.

Таблица 2

Составление графика движения

Отправление

Общее

рассто-

яние

Откуда

Куда

Расстояние

между

пунктами

Время

в пути

 

Время

прибыва-

ния

 

Фактическое

кое время

прибывания

 

Продолжи-

тельность

остановок в пути

дата

ч

мин

км

 

 

км

ч

мин

ч

мин

ч

мин

ч

мин

08 07 95

 

 

 

 

 

09 07 95

 

 

 

 

 

 

10 07 95

 

 

 

 

17 07 95

 

 

 

18 07 95

 

 

 

 

 

 

19 07 95

 

 

 

 

20 07 95

5

7

8

13

19

 

7

8

13

17

18

19

21

3

7

8

14

 

11

14

14

 

8

11

16

17

18

21

 

10

17

20

21

 

9

12

15

00

55

35

20

50

 

5

30

10

25

35

45

15

30

55

00

30

 

20

30

35

 

0

50

30

20

50

45

 

15

50

50

50

 

10

50

30

0

147

191

446

702

796

0

63

283

446

626

700

___

801

0

268

561

637

___

647

0

89

333

___

470

0

107280

327

356

539

___

706

0

233

398

410

___

458

0

227

271

___

498

Уфа

Кандры

Октябрьский

Самара

Чапаевск

 

Марьевка

Пугачев

Саратов

Камышин

Вогоград

Калач

 

Чернышковский

Ростов на Дону

Адыгейск

Джубга

 

Лермонтово

Адыгейск

Ростов на Дону

 

Зверево

Тацинск

Калач

Рогачик

Волгоград

Камышин

 

Саратов

Пугачев

Новокузнецк

Самара

 

поле

Октябрьский

Кандры

Кандры

Октябрьский

Самара

Чапаевск

Марьевка

 

Пугачев

Саратов

Камышин

Волгоград

Калач

Чернышковский

 

Ростов на Дону

Адыгейск

Джубга

Лермонтово

 

Адыгейск

Ростов на Дону

Зверево

 

Тацинск

Калач

Рогачик

Волгоград

Камышин

Саратов

 

Пугачев

Новокузнецк

Самара

поле

 

Октябрьский

Кандры

Уфа

147

44

255

256

94

 

63

220

183

180

74

101

 

268

293

76

10

 

89

244

137

 

107

173

47

28

183

167

 

233

165

12

48

 

227

44

167

 

 

2

0

4

6

1

 

1

3

4

3

1

1

 

4

5

3

0

 

2

6

2

 

3

3

1

0

2

2

 

7

3

0

0

 

3

1

3

55

40

40

30

40

 

5

40

15

5

10

30

 

20

15

30

10

 

5

10

35

 

50

00

10

50

50

10

 

30

5

10

20

 

40

10

0

7

8

12

19

21

 

8

12

17

20

19

21

 

7

12

14

14

 

13

19

21

 

11

15

17

18

21

24

 

17

20

21

22

 

12

14

18

50

30

45

35

30

 

10

10

25

20

45

15

 

50

45

20

40

 

25

25

50

 

50

20

20

10

40

50

 

45

50

0

10

 

50

00

30

7

8

12

19

21

 

8

12

17

20

19

21

 

7

12

14

14

 

13

19

21

 

11

15

17

18

21

24

 

17

20

21

22

 

12

14

18

50

30

45

35

30

 

10

10

25

20

45

15

 

50

45

20

10

 

25

25

50

 

50

20

20

10

40

50

 

45

50

0

10

 

50

00

30

0

0

0

0

9

 

0

0

0

0

0

6

 

0

0

0

154

 

0

0

12

 

1

1

0

0

0

10

 

0

0

0

11

 

0

1

*

0

0

0

15

35

 

0

0

0

0

0

30

 

0

0

0

10

 

0

0

10

 

30

10

15

40

5

15

 

5

0

50

0

 

0

30

1 Расстояние...........................................................4282 км

2 Затраченно время на движение...........................87ч 30 мин

3 Ипользовано дней на отдых...............................12 дней

4 Автомобиль........................................................ВАЗ 2105

5 Расчетная скорость............................................48,9 км/час

6 Маршрут .............................................................Уфа - Самара- Саратов - Волгоград-                                                                                 Ростов - Краснодар- Джубга-                                                                                 Лермонтого - Джубга-Краснодар-                                                                                 Ростов- Волгоград-Саратов -                                                                                 Самара-Уфа.

 

 

Некоторые советы, которые помогут автотуристу

избежать нежелательных трудностей

 

        Трудности условно можно разделить на два типа.

        Первый относится к собственно движению автомобиля по дорогам и связанным и с этим случаями. Для успешного их преодоления нужно придерживаться следующих правил:

        1. Внимательно наблюдать за участниками движения, постоянно соблюдать безопасную дистанцию (в городе дистанция должна быть равна половине скорости, а за городом дистанция должна быть равна скорости) и плюс интервал.

        2. Помните: обгон - опасный маневр, его нужно выполнять очень внимательно (заранее перестроиться на встречную полосу, убедиться в отсутствии встречного транспорта и только после этого производить сближение и опережение, убедившись, что водитель обгоняемого автомобиля вас заметил и не препятствует обгону).

        3. Нужно внимательно следить за состоянием дорожного покрытия и своевременно уменьшать скорость при уменьшении коэффициента сцепления колес с дорожным покрытием (первые капли дождя представляют значительную опасность, так как образуется жидкий слой грязи на поверхности дороги, который сильно снижает управляемость автомобиля, по истечении короткого времени, когда основная грязь будет смыта дождем, скорость движения можно увеличить практически до прежнего значения. Определенную опасность представляют мосты, так как в силу малости относительной массы по сравнению с полотном дороги, мосты подвержены действию температурного градиента: при отрицательных температурах обледеневают, а при положительных появляется склонность к перегреву, что приводит к размягчению дорожного покрытия.

        4. Контролировать техническое состояние автомобиля во время движения.

        4.1. Внимание обращается на всевозможные звуки. В процессе движения любой автомобиль издает определенный спектр звуков и нужно научиться “слушать“ эти звуки и при появлении какого-нибудь нового звука следует насторожиться и принять меры к поиску возмутителя спокойствия.

        4.2. Нужно внимательно наблюдать за контрольно-измерительными приборами: указателем давления масла, вольтметром, тахометром и т.д.

        5. Стараться избегать передвижений в темное время суток, так как помимо повышенной нагрузки на генератор резко возрастает опасность потери управления вследствие ослепления или вследствие недостаточной видимости.

        6. Осторожность при встречном разъезде никогда не повредит (при встречном разъезде всегда возникает аэродинамическая сила, которая стремится сблизить автомобили, особенно это заметно при разъезде с крупным транспортом на большой скорости. Если на дорожном покрытии имеется разбросанный гравий, то скорость нужно снижать до минимальной, а интервал увеличивать максимально.

        7. Останавливаться нужно за пределами проезжей части, желательно на специально оборудованных площадках (при съезде с полотна дороги тормозить по возможности без блокировки колес - это уменьшит вероятность проколов колес).

        8. Периодически нужно контролировать давление в шинах (движение при пониженном давлении приводит к ухудшению управляемости и к преждевременному повреждению покрышки и камеры). Недостаточное давление можно определить по усилию на рулевом колесе, машину начинает тянуть в сторону спущенного колеса. При внезапном разрушении колеса возникает большая сила, которая стремиться развернуть автомобиль. В этой ситуации необходимо приложить максимум усилий для удержания автомобиля в прямолинейном направлении (всеми силами держать руль в положении соответствующим прямолинейному движению) и тормозить, не меняя направления движения.

        9. Следует внимательно относиться к запахам, нужно уметь различать запах бензина и горелой изоляции. При обнаружении этих запахов необходимо немедленно остановиться и принять меры к устранению источников их возникновения.

        10. Нужно беречь зрение, так как оно подвергается значительной нагрузке. Рекомендуется в яркую солнечную погоду воспользоваться солнцезащитными очками.

        11. Контролируйте свое самочувствие. При монотонном многочасовом движении возникает сонливость, которая усиливается после приема пищи и в присутствии пассажира, который пытается заснуть. Бороться со сном ни в коем случае не нужно. Самое правильное будет остановиться и поспать (бывает достаточно буквально нескольких минут).

        12. Прогнозирование развития дорожной ситуации убережет Вас от многих неприятностей. Рекомендуется “проигрывать” возможные аварийные ситуации и находить возможные варианты выхода из них. Например: возникает возможность лобового столкновения (при таком виде аварии происходят наиболее тяжелые разрушения автомобиля и человеческие жертвы неизбежны, поэтому нужно стараться всеми силами избежать такого столкновения, уводя автомобиль в кювет или, по крайней мере, постараться заменить лобовое столкновение скользящим и т.д.).

        Второй тип опасности можно отнести к социальной сфере, то есть опасности, которые исходят от окружающих. Чтобы избежать неприятностей от общения с посторонними людьми, нужно придерживаться следующих правил.

        1. Не оставляйте автомобиль без присмотра.

        2. Не останавливайте автомобиль по требованию посторонних лиц (покупка запчастей и т.д.).

        3. На ночлег нужно останавливаться вблизи пунктов ГИБДД или в специально оборудованных местах, где уже остановилось достаточное количество водителей и старайтесь избегать остановок в населенных пунктах, в непосредственной близости с базарами и другими злачными местами.

        4. Будьте предельно вежливы и корректны, это позволит избежать большинства конфликтных ситуаций.

 

        Советы для автотуристов, осуществляющих путешествие в группе

 

        1. Помните о том, что по поведению каждого судят о поведении всех автотуристов.

        2. Всегда быть вежливым и предупредительным. Всегда сдерживать свое недовольство, чтобы не портить настроения другим.

        3. Прежде чем предъявить претензии к коллективу, самокритично оцените, что вы сделали для коллектива?

        4. Своевременно возвращайте то, что вам одолжили.

        5. Своевременно прибывайте в назначенное место сборов. Ваше опадание или неявка внесут дезорганизацию в дело выполнения мероприятия.

        6. Любите и берегите природу, Прежде чем отправиться с места стоянки. Наведите порядок, уберите мусор и убедитесь, что костер погас. Всегда помните первый пункт советов.

        7. Строго соблюдайте правила движения на дорогах и улицах, Это залог безопасности для вас и всех окружающих.

        В завершение хочется еще раз обратиться с просьбой. Пожалуйста, старайтесь сохранить дороги и стоянки в чистоте, бумаги и мусор нужно складывать в специальные контейнеры. Если таковых нет поблизости, то мусор можно закопать или сжечь. Тем самым вы не будете нарушать экологию, а внешний вид дороги и стоянки сохранит первозданный вид и Вы оставите о себе приятное впечатление.

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ

туристического снаряжения

 

  1. Палатка (если промокает, то необходима клеенка по размерам) и набор колов

  2. Спальные мешки (по количеству членов экипажа).

  3. Туристские коврики.

  4. Надувные матрацы (для ночевки).

  5. Постельные принадлежности – покрывало (простыни).

  6. Подушки (можно из машины) с наволочками.

  7. Покрывало для пляжа.

  8. Надувной матрац (для плавания).или надувной круг (если дети не умеют плавать).

  9. Большие банные полотенца (2-3 шт.).

  10. Маленькие полотенца (для рук, лица, посуды, ног, для стола).

  11. Зонт от солнца (для пляжа).

  12. Тент от солнца (3х4 м) и набор палок для крепления.

  13. Коврик для прихожей в палатке.

  14. Фотоаппарат с запасом фотопленки (2 шт. по 36 кадров).

  15. Документы (паспорта, водительское удостоверение).

  16. Запасные очки (темные поляризационные против солнца).

  17. Атлас автомобильных дорог.

  18. Автомобильный телевизор.

  19. Фонарик с возможностью подвески в палатке.

  20. Бадминтон или др. принадлежности для активного отдыха.

 

Посуда

 

  1. Кастрюля.

  2. Тарелки по количеству человек + 1 запасная (под салат, фрукты и т.д.), лучше эмалированные или пластмассовые не бьющиеся.

  3. Кружки, ложки столовые и чайные, вилки, нож, нож консервный.

  4. Доска разделочная (она же подставка под горячее).

  5. Половник.

  6. Сковорода (по желанию).

  7. Примус туристический бензиновый (типа “Шмель”, “Дастан” и др.).

  8. Стол и стулья (складные).

  9. Клеенка на стол.

  10. Фанерка под посуду.

 

Продукты

 

  1. Крупа (2-3 вида) по 1 кг.

  2. Макароны - 1 кг или вермишель быстрого приготовления – 30 пачек.

  3. Соль.

  4. Сахар (по желанию).

  5. Спички.

  6. Консервы (рыбные, тушенка, сгущенка - по 5-6 банок).

  7. Масло подсолнечное (по желанию).

  8. Печенье - крекер - 1 кг.

  9. Вода минеральная (для питья) – 1 уп.

  10. Вода питьевая (запас примерно 5 л) в пищевой канистре, емкости и т.п.

  11. Можно огурцы, яблоки. Помидоры в дороге раскисают, давятся и портятся.

  12. Можно брать яйца сырые в контейнере (хорошо хранятся и не бьются).

  13. В дорогу - орехи арахис жареные, бутерброды с колбасой (колбасу только копченую, вареная и полукопченая портятся), мясо жареное, котлеты или курица с расчетом, что съесть их нужно в обед (или до обеда). На позднее время не рассчитывать.

  14. Бутылка с водой (1,5 л) для мытья рук в дороге.

 

Туалетные принадлежности

 

  1. Мыло.

  2. Зубная паста и зубные щетки.

  3. Шампунь и мочалки.

  4. Электробритва (станок, автобритва 12В).

  5. Дезодорант.

  6. Крем от ожогов и крем для рук.

  7. Туалетная бумага.

  8. Салфетки.

  9. Носовые платки.

  10. Для стирки - тазик, порошок или мыло хозяйственное, веревка, прищепки.

  11. Для мытья посуды - губка, моющее и чистящее средство, большая чашка.

 

Одежда

 

  1. Пижамы или ночные футболки.

  2. Плавки и купальник.

  3. Шорты.

  4. Майки.

  5. Футболки и рубашки - по 2-3 штуки.

  6. Теплые вещи - носки, спортивный костюм или свитер, джинсы, ветровка.

  7. Обувь - сланцы и летняя обувь.

  8. Сумка для пляжа (чтобы положить полотенца, покрывало и пр.).

 

Аптечка

(дополнительно к имеющейся в машине)

 

  1. Цитрамон, аскофен, спазган, спазмазгол - средство от головной боли.

  2. Бесалол - от желудка.

  3. Имодиум, левомецитин - от кишечника.

  4. Валидол - от сердца.

  5. От укачивания - авиа-море карамели.

  6. Бинт и вата

  7. Ножницы.

  8. Нитки и иголка.

  9. Одеколон или лосьон.

  10. Крем.

Борисов В.О.

[На главную страницу]