Путевые заметки о путешествии на Черное море 

в 2000 году

         Эта страничка является своеобразным отчетом об автомобильном путешествии на Черное море в августе 2000 года по маршруту Уфа (трасса М5) - Самара - Чапаевск (трасса Р226) - Пугачев - Балаково - Энгельс - Саратов (трасса Р228) - Камышин - Волгоград (трасса М21) - Морозовск - Калач-на-Дону - Бел. Калитва (трасса М4 - Е115 - Е40 - Е115 - М4) - Ростов-на-Дону (трасса М4 - Е97 - Е115 - М4 - Е97 - М4 - Е97) - Краснодар (трасса М4) - Адыгейск - Горячий Ключ - Джубга - Лермонтово и обратно. Подготовку к поездке проводили в соответствии с рекомендациями Вадима Борисова, которые подробно описаны в статье.

        Выехали мы из Уфы 9 августа 2000 года в 6.15 утра. Мы - это я, моя жена Ольга и сын Максим на автомобиле ВАЗ-21053 вишневого цвета 1993 года выпуска. Все вещи в салон не поместились, поэтому сверху был прикреплен багажник с вещами - чемодан, туристические коврики и туристическая мебель. Поехали мы на Юг первый раз, поэтому вещами запаслись по самое не хочу, в результате почти половина из них оказалась лишними (это, в основном, теплые вещи). Утро было ясное, но только мы выехали на тракт Челябинск-Самара, как начался моросящий дождь. Дождь продолжался до самой границы Башкортостана. 

     Как только дождь прекратился, то сразу решили сделать первую остановку и перекусить. На границе Башкирии и Татарии нашли подходящее место для завтрака. Стол накрыли прямо на капоте автомобиля. В дорогу взяли с собой копченую курицу и питались ею почти весь день. Завтрак пришелся на 9.30 еще местного времени (+2 часа от Московского времени). После завтрака сразу же тронулись в путь.

 

 

На границе Башкирии и Татарии
Река Самара

     Пообедать решили на берегу реки Самары около одноименного города. Нашли съезд с дороги и подъехали к самому берегу. Расчет был таким, чтобы одновременно пообедать и помыть машину, которая после дождя уделалась как поросенок. Кстати, дождей больше не было всю дорогу до Юга и обратно.

        Дороги  в Самарской области просто отличные. Асфальтовое покрытие ровное, везде разметка. Знаки стоят по необходимости, ограничение скорости мало. Дальнейшая дорога до самого Энгельса была не особо примечательна. Одно лишь бросилось в глаза, что как только пересекли границу Саратовской области, то дорога сразу испортилась - асфальт латанный - перелатанный. То же нас ждало и в Саратове.

        Конец светового дня застал нас около этого славного городка на берегу Волгоградского водохранилища. Мы планировали остановиться где-нибудь переночевать. При въезде в город мы сразу обнаружили указатель на придорожную гостиницу и решили в ней остановиться. В самой гостинице мест не было, но местные жители, которые ошивались здесь, охотно нам предложили комнату на ночь в частной квартире за 140 руб. Мы согласились. Поужинали и легли спать. В итоге за этот день мы проехали 896 км пути за 18 часов. Таким образом, среднетехническая скорость составила 50 км/ч.

        10 августа. 6 часов утра. Мы выехали из Энгельса и, преодолев 5-ти километровый мост через водохранилище, въехали в Саратов. Тем, кто не знает, города Энгельс и Саратов находятся по разные стороны Волгоградского водохранилища и связаны мостом. И самое необычное показалось для нас - это междугородные троллейбусы "Энгельс - Саратов". При въезде в Саратов есть указатель направлений городов, в котором направления пронумерованы. Я сначала не обратил на него внимания, так как думал, что указания направления будут сопровождаться полным указанием имен городов так, как это сделано у нас в Уфе. Но жестоко ошибся. Дальше стояли только номера направлений и стрелки. Саратовцы сэкономили на знаках. Поэтому пришлось поплутать по городу и спрашивать дорогу на Волгоград. В итоге мы потеряли около полутора часов. Зато успели купить провизию. 

      На выезде из Саратова дорога пошла круто вверх и почти на самой вершине располагается ключевой родник - Святой источник. Самое интересное, что родник хоть и располагается на горе, но вода течет очень холодная. Родник облагорожен и построена часовенка, а также висела табличка, что вода освящена. Мы остановились, чтобы пополнить запасы воды. Народу было мало, так как было еще раннее утро. В основном были те, кто так же как и мы ехали на Юг.  Саратов. Святой источник

        Когда мы подъезжали к Святому источнику, там стояла шестерка и вокруг нее бегали мужики. Как только мы подъехали, водитель подбежал ко мне и попросил ключ. Я сначала подумал, что ему нужен ключ из инструмента шофера. А оказалось, что они захлопнули багажник, а ключи остались в багажнике и просят у меня ключ от багажника моей машины. Самое интересное, что ключ таки подошел или у него замок багажника был так раздолбан, что его можно было открыть отверткой. Так или иначе, мужики довольные этим сильно меня поблагодарили и с тем отчалили. Отсюда вывод, тем, кто собирается в дальние поездки, рекомендую иметь с собой запасные ключи от багажника и замка зажигания и хранить их где-нибудь в укромном, но доступном месте.

Березовая роща под Саратовом       После выезда из Саратова мы нашли симпатичную березовую рощицу и остановились позавтракать. После завтрака сфотографировались на память и двинулись в дальнейший путь, который далее пролегал через степь. Степь была равнинная и дорога лентой, петляя, убегала вперед на многие сотни километров. 

 

   

      После долгих часов поездки по равнинной степи вдруг вырываешься на бескрайнюю ширь реки Волги, аж дух захватывает. И сразу начинается резкий спуск к реке (его видно на фотографии на заднем плане). Через реку строится новый мост, старый мост был в аварийном состоянии, но по нему было разрешено движение. После проезда моста, мы съехали к речке, слегка искупались, а за одно и пообедали. Кстати, на обратном пути мы остановились здесь же.

Река Волга

        До Волгограда путь лежал опять по степи, только количество грузовиков на дороге увеличилось. Перед Волгоградом мы почему то не заметили указатель на объездную дорогу и въехали в город. На обратном пути мы специально обратили внимание на этот указатель - он действительно был и мы его попросту проморгали. Эта промашка стоила нам еще полтора часа потери времени. Вдобавок к этому  я чуть не попался на удочку лохотронщиков. Но все по порядку. Перед самым въездом в Волгоград был довольно большой рынок, расположенный прямо на трассе. Проезжая мимо рынка, мы услышали, как нам кричали "колесо". Я остановился посмотреть, думая, что спустило колесо или что-то в этом роде. Конечно же, колесо было в порядке. Тут ко мне подошел парень, предлагая лотерейный билет по цене 1 руб. Цена довольно смешная, но меня это не насторожило. Парень объяснял это тем, что акция благотворительная и деньги идут на строительство автозаправочной станции, указав на действительную стройку недалеко от рынка. Купив билет, я развернул его и увидел, что выиграл видеокамеру. Парень принялся меня наигранно поздравлять, говоря, что это у них первый такой выигрыш и т.д. Тут уже стало ясно, что таких совпадений не бывает и видеокамера - это приманка и ловушка. Я высказал эту идею вслух, как бы размышляя, и увидел торгующую старушку за прилавком, которая мне слегка кивнула, дав знать, что дело нечисто. Тут я вернул парню билет со словами: "Я тебе дарю эту видеокамеру, снимай сам себя на здоровье" и мы поехали. В тот момент я еще не знал, чем кончаются такие выигрыши. Узнали мы это позже, под Краснодаром. Но все последовательно.

        Мы въехали в Волгоград. Проезжая мимо КПП, жена хотела, чтобы я остановился и рассказал гаишникам, что у них под носом орудует шайка лохотронщиков. Но я высказал предположение, что гаишники за одно с ними и мы не остановились. В городе было жарко. Практически на всех улицах ограничение скорости 40 км/ч и что самое интересное, все водители соблюдали это ограничение. Так и пришлось через весь город ехать с черепашьей скоростью. В жару было тяжело. Хорошо, что двигатель не перегревался. В дополнение ко всему мы на перекрестке вовремя не заметили указатель на Ростов и не смогли вовремя перестроиться. Перестроиться нам так и не дали, хотя водители видели, что машина с иногородними номерами (пусть хамство будет на совести водителей Волгограда). Пришлось проехать перекресток прямо, а когда развернулись и доехали до этого перекрестка с другой стороны и повернули, то попали не на ту улицу и поехали в сторону аэропорта. Проехали километров 5 до того момента, как поняли, что едем не туда. Пришлось вернуться опять к этому злополучному перекрестку и ехать уже в нужном направлении. При выезде из города остановились у КПП и спросили патрульного, правильно ли мы едем на Ростов. И получили ответ: "500 километров". Да, до Ростова-на-Дону было 500 км, но сегодня мы их уже не преодолеем. Делать нечего. Решили ехать дальше и заночевать, как получится.

        Под вечер проезжали мимо города Калач-на-Дону. На крутом подъеме был родник, где проезжающие набирали воду канистрами. Надо сказать, что на трассе мало мест, где можно было бы пополнять запасы воды. Поэтому необходимо иметь с собой емкость достаточного объема.

        Световой день заканчивался, когда мы были недалеко от г. Морозовск. После поворота на Морозовск мы увидели указатель придорожной гостиницы, которая была построена из вагончиков. Комната на два человека стоила 130 руб. Но там еще было кресло-кровать, так что всем была постель. Кстати, это была самая хорошая гостиница из всех, которые нам попадались вообще. Мы поужинали и легли спать. В итоге за этот день мы проехали 653 км пути за 15 часов. Таким образом, среднетехническая скорость составила 43,5 км/ч.

        11 августа. 5.20 утра. Чуть светало. Мы позавтракали и выехали. В этот день мы должны были доехать до моря. Настроение было приподнятое. Ростов-на-Дону мы проехали в 8.30. Далее начались самые хорошие дороги, какие мы только видели. На скорости в 100 км/ч машина только слегка покачивалась. Шины издавали легкое шуршание, так как асфальт был слегка шершавым. Разметка была исключительно везде. Даже край проезжей части был обозначен. При съезде на обочину автомобиль с асфальта не съезжает. Дорога в основном трехполосная, причем средняя полоса все время меняла направление (очень удобно при обгонах).

        Перед Краснодаром мы остановились у рынка. Жена с сыном пошли искать зонтик от солнца. Я остался в машине. Пока я сидел, ко мне подваливали продавцы лотерейных билетов (интересно то, что здесь тоже строилась автозаправка). Но я уже был умудрен опытом. Тут ко мне подошел парнишка и предложил золото (или поделку под золото?). Я отказался. Но он спросил, откуда я из Башкирии. Я сказал, что из Уфы. Парень сказал, что тоже из Уфы, из Черниковки. Мы поговорили. Он посоветовал на "колеса" не останавливаться и лотерейные билеты не покупать. Тогда я вспомнил Волгоградскую эпопею и спросил, а что же, собственно, дальше. Дальше довольно банально. Как я и предполагал - гаишникам сообщали о том, что ловушка захлопнулась и они останавливали машину, в которой были люди, "выигравшие" видеокамеру. Повод для остановки - украдена видеокамера, показали на вас. Дальше - вы вор, все найденные деньги - украдены и привет (потеря времени, денег, настроения). Поэтому новичкам лучше ни в какие аферы не вляпываться.

        За Краснодаром мы заехали в посадку и перекусили. Далее никаких особых происшествий не было. Единственное, что было интересно. После Горячего ключа мне, моей жене и сыну показалось, что дорога все время шла вниз. Какой-то оптический обман зрения. Когда же мы ехали обратно, то такого ощущения не было. Странно. Доехав до Джубги, стали искать подходящий кемпинг для остановки. Проехались по побережью и около городишка Лермонтово нашли вполне нормальный автокемпинг под названием "Гранит". Кемпинг всем хорош - не на берегу (в смысле не на песке), есть тенек от деревьев, со всеми удобствами. Домик нам не нужен был, так как у нас была палатка. Единственным недостатком можно признать каменистый берег. Но мы к нему быстро привыкли. С другой стороны - народу было поменьше, не как в Джубге или в Кринице, где яблоку негде было упасть. Итак, мы прибыли в 16 часов дня на место проведения отдыха. В последний день перегона мы проехали 649 км. За все время перегона машина вела себя отлично, отклонений в системах не было. Долил лишь 200 грамм моторного масла.

        Впереди у нас было 10 дней отдыха на Черном море. 22 августа нам необходимо было выезжать домой. Но это потом, через 10 дней. А пока ...

        В кемпинге мы планировали прожить неделю, а оставшиеся 3 три дня - у родственников, которые жили недалеко отсюда в поселке Тешебс. В автокемпинге "Гранит" мы сразу же расплатились за неделю вперед. За троих человек проживание нам обошлось в 337 руб. В кемпинге было все, что необходимо для цивилизованного отдыха: вода, душ, туалет. Еду готовили на бензиновом примусе типа "Шмель".   

     Мы сразу же расставили палатку. Почва была с камешками и колья палатки плохо забивались. Как мы расположились видно на фотографии. Все места под деревьями были заняты и нам досталось место возле кустарника, который давал немного тени. Слева от нас сначала никого не было, но к вечеру приехала компания на трех машинах.  В автокемпинге
В автокемпинге       Справа от нас стояли москвичи (муж с женой, двое их детей и злой пуделек). Они приехали на "Волге" с прицепом "Скиф". Хорошая штука - целый дом на колесах, но уж слишком тяжелый. 
      Вечером мы были уже на море. Вода в море была очень теплая. Как я уже говорил, пляж был каменистый. Но люди везде приспосабливаются. Некоторым отдыхающим делать нечего и они сидят в воде и расчищают дорожки в море, чтобы удобно было заходить и выходить. Одна из таких дорожек запечатлена на фотографии. Спасительная дорожка
На катамаране       На берегу пляжа работал прокат катамаранов - 50 руб. в час. На катамаране можно заплывать далеко в море, откуда хорошо просматривается панорама пляжа. Вода в море чистая и в метрах двухстах от пляжа глубина составляла всего около двух метров. В толще воды величественно плавали медузы, диаметр купола которых достигал 0,5 метра. Трогать их было страшно.
      По вечерам мы гуляли по кемпингу, дышали морским воздухом и наслаждались вечерней прохладой (днем все-таки было очень жарко). Гуляя, осматривали природную красоту. Около одной из таких красот сфотографировались. Скалы казались высоченными и как бы нависали над нами. Скалы в Лермонтово
Автозаправка в Агое      Посреди недели мы проехались на машине по побережью от Агоя (не доезжая Туапсе) до Геленджика. На фотографии представлена автозаправка в Агое. Все-таки у них стараются думать о людях: сделаны скамейки для отдыха, слева видно, как кто-то набирает питьевую воду и вообще все очень красиво.
      Проезжая мимо стелы курорта "Геленджик", решили сфотографироваться на память.  Геленджик
Джубский музей

     Катаясь по побережью увидели вывеску Джубского музея. Захотели зайти - посмотреть. Но он оказался закрыт. Чтобы скрасить огорчение сфотографировались около динозаврика. 

     На снимке изображен фрагмент трассы М4 между Джубгой и Лермонтово. Видно, какой слой почвы надо было снять, чтобы проложить трассу. Почва почти везде такая - земля с песком и с камешками.

На трассе М4
У родственников      Когда неделя отдыха в кемпинге закончилась, мы поехали к родственникам, которые жили в Тешебсе, и оставшееся время отдыхали у них. Слева направо изображены я, моя сестра Надежда, моя жена Ольга, моя племянница Вероника с дочкой Владой и вторая моя племянница Люба.

         Благодаря им мы побывали там, куда сами, наверное, не попали бы.

     Одно из таких мест - Гебсусские водопады, которые находятся на горе Гебсус. Очень красивое зрелище. Их там несколько штук. Мы сфотографировались около самого нижнего. К сожалению, сам водопад находится на заднем плане и его на фотографии плохо видно.

Гебсусские водопады
Река Вулан       Вторым таким местом была горная речка Вулан. Вода в речке холодноватая (наверное, как у нас в Уфимке), но очень чистая и пресная. Может быть ее можно даже пить. 

     Вода в речке настолько чистая, что на глубине двух метров можно рассматривать камешки на дне. Дно песчаное. 

Река Вулан

        Но, как всему хорошему приходит конец, так и нашему отдыху пришел финал. Надо ехать на родину. Вечером все подготовили к отправке, помыли машину.

        22 августа. 6.10 утра. Мы выезжаем в сторону отчего дома. Весь день прошел без происшествий. Только было очень жарко всю дорогу. И перед Ростовым мы промахнулись с поворотом на Волгоград и ехать пришлось по пригородным дорогам. Проезжая Калач-на-Дону опять заправились водой. День заканчивался когда мы подъезжали к городишку Новый Рогачик. Увидели указатель гостиницы. Под гостиницу был переделан спортзал какого-то клуба или школы. Короче, комната с четырьмя кроватями на ночь стоила 150 руб. В этот день мы проехали 844 км.

Поедание раков       По пути мы купили раков. Вечером, в гостинице во время ужина этих раков съели. Они нам не понравились. Видимо, на любителя. Да и особо есть то там нечего - шейки да клешни. В основном отходы. 

         23 августа. Выехали в 5.30 утра. Весь день ехали нормально. Только опять было очень жарко. 

     По дороге продавали копченую рыбу. И мы не удержались и купили огромного сома

Покупка рыбы

        При подъезде к Пугачеву загорелась лампочка зарядки аккумулятора - первая неисправность. Проверил тестером - сгорел реле-регулятор. В Пугачеве заехали в магазин автозапчастей и купили реле-регулятор. Зарядка появилась. На всякий случай купили еще один про запас. 

        Когда стемнело, мы были еще в дороге. При подъезде к Чапаевску увидели указатель гостиницы. Гостиницу содержали лица кавказской национальности. Но решили все-таки остановиться. Комната на два человека стоило 105 руб. Это была самая дешевая гостиница, но и самая паршивая. Умыться фактически не где было. Туалет за километр. Наскоро поужинали и стали располагаться на ночлег. Жена с Максимом расположились в комнате, я остался ночевать в машине. В этот день мы проехали 760 км.

        24 августа. Выехали в 5 утра. Уже запахло домом. Стало заметно прохладнее. Шорты пришлось сменить на джинсы. Выехали когда только-только начало светать. Отъехали буквально километров 50, как снова загорелась лампа зарядки аккумулятора - опять сгорел реле-регулятор (что-то не в порядке). Поменял регулятор и зарядка восстановилась. Только проехали Самару как опять загорелась лампочка (да что же такое?). Заехали на автозаправку. На заправке был магазин запчастей. Я снова купил реле-регулятор, заменил его, но зарядка не появилась. Видимо, полетел генератор. Перед выездом на юг щетки генератора были в порядке, значит что то с начинкой. Разбирать генератор на дороге не хотелось. Возникла дилемма: либо ехать на аккумуляторе, тогда возникала опасность посадить в ноль аккумулятор и в итоге кончать его (все-таки 450 км), либо покупать генератор и устанавливать его на автомобиль. Решили действовать по второму варианту, поскольку генератор все равно был старый. Практически на последние деньги купили генератор и поехали в автомастерскую, которая была неподалеку. Сговорились с механиком, что я ему буду помогать и за 100 руб. поменяем генератор. Вообще то генератор я бы смог поменять и сам (что по сути я сделал, так как он в основном возился с каким-то движком), но у него был подъемник, что значительно облегчало работу. Поменяли генератор и двинулись дальше. 

        Домой приехали к 18 часам. Пока разгрузились было уже около 20 часов. В итоге за этот день мы проехали оставшиеся 571 км.

Максим с копченым сомом

     На фотографии Максим с копченым сомом, купленным по дороге домой.

      На этом снимке представлены трофеи, добытые на обратной дороге домой. Фрукты были приобретены под Волгоградом. Это еще остатки от того, что мы ели по дороге. Орехи были куплены в Джубге.

Урожай фруктов

        В заключение подведем итоги расхода денег и бензина (А-76), которые сведем в таблицу. 

Направление Пробег, км

Расход 

бензина, л

Расход бензина на 100 км пути

Расход 

денег, руб.

Средняя стоимость 1 л бензина А-76
Уфа - Джубга 2198 173 8 975 5,6 руб.
Джубга - Уфа 2175 182 8,3 1094 6 руб.
По побережью 383 33 8,5 200 6 руб.

Итого:

4756 388 8,2 2269 5,8 руб.

[На главную страницу]